Итальянское ювелирное искусство XX века

В марте в миланском музее Польди-Пеццоли (Poldi Pezzoli) завершилась выставка «История итальянского искусства XX века» (Il gioiello italiano del XX secolo). Этот проект является результатом работы и исследования историка ювелирного искусства Мелиссы Габарди (Melissa Gabardi). В первый раз эволюция итальянского украшения в XX веке была охвачена полностью: 150 ювелирных изделий, созданных в 1900-1990-х годах, были представлены в историческом, социальном и экономическом контексте, особое внимание было уделено миру моды, дизайна и архитектуры, событиям и трендсеттерам, в основном членам королевских семей и кинозвездам, которые влияли на вкусы общества.

В конце XIX века и до середины XX века господствовал историзм, источником вдохновения для итальянских ювелиров было «прошлое»: переосмысление таких стилей как классицизм, возрождение, барокко, роккоко. Заново начинают применять античные техники обработки золота и резьбы, используют камеи и декоративные элементы греков, этрусков и римлян. В украшениях часто встречается коралл.

Ожерелье в стиле этрусков. Ascione. Желтое золото, кораллы. 1906, Торре-дель-Греко. Коллекция Ascione

Ожерелье в стиле этрусков. Ascione. Желтое золото, кораллы. 1906, Торре-дель-Греко. Коллекция Ascione

Железная корона Ломбардии, хранящаяся в соборе Святого Иоанна Крестителя в г. Монца, вдохновила миланского ювелира Villa на создание известного браслета, первый экземпляр которого был подарен герцогом д’Аквароне (duca d’Acquarone) принцессе Иоланде Савойской по случаю ее свадьбы 9 апреля 1923 года в Риме с графом Джорджо Карло Кальви.   

Браслет. Adelio Villa. Золото, изумруды, рубины, жемчуг. 1923, Милан. Архив Villa

Железная корона Ломбардии. Собор San Giovanni Battista, Монца

Говоря об эпохе историзма невозможно не упомянуть важность украшений ювелира Mario Buccellati, открывшим первую мастерскую на улице Санта Маргерита в Милане в 1919 году. Предтеча Made in Italy, он придает огромную ценность таким старинным техникам как резцовая гравировка, художественная чеканка, чернь, инкрустация в технике дамаскинаж, эмаль. Мастер открывает школу для граверов и чеканщиков при мастерской. 

Его работы отличаются изяществом рисунка, гармонией пропорций, качеством выполнения и вниманием к деталям. Он использует драгоценные камни и материалы для реализации невесомых элементов.

Диадема. Mario Buccellati. Серебро с платиновым покрытием, желтое золото, бриллианты. 1929, Милан. Коллекция Fondazione Gianmaria Buccellati

Ожерелье. Mario Buccellati. Серебро с платиновым покрытием, желтое золото, жемчуг, бриллианты. 1930, Милан. Частная коллекция

Ожерелье. Mario Buccellati. Серебро с платиновым покрытием, желтое золото, бриллианты. 1936, Милан. Частная коллекция

Ювелирные украшения ювелира имеют успех не только среди миланских аристократических кругов, но также при дворе Италии, Испании, Египта и Ватикана. Невероятная чувствительность линий и культ прошлого сближают мастера с Габриэле д’Аннунцио (Gabriele d’Annunzio), который называет его «Принцом ювелиров» и становится его постоянным клиентом.

Ожерелье. Mario Buccellati. Золото, серебро, яшма. Подарок Габриэле д’Аннунцио пианистке Луизе Баккара, его последней возлюбленной. 1925, Милан. Частная коллекция

Как известно королевские дома всегда играли важную роль в развитии ювелирного искусства. Италия не исключение: правящая Савойская династия активно способствовала его развитию. Итальянские мастера соперничали между собой за право быть главным придворным ювелиром. 

Chiappe в Генуе, Musy в Турине, Petochi в Риме, Ventrella в Неаполе были главными создателями королевских ювелирных богатств. 

Диадема. Musy. Желтое золото, белое золото, бриллианты. Превращается в 9 брошей. Заказ аристократической семьи Турина по случаю придворного бала. Частная коллекция

Природные мотивы в ювелирном искусстве XVII, XVIII и XIX веков, продолжают развиваться и в XX веке. Появляется много украшений, в центре которых находится цветок с присущей ему символикой: роза — любовь, фиалка — скромность, незабудка — память, лилия — чистота. 

Брошь. Nardi. Желтое золото, коралл, бриллианты. Конец 40-х годов, Венеция. Коллекция Nardi

Браслет с цветочными мотивами. Gori&Zucchi. Желтое золото. Вторая пол. 30-х годов, Ареццо. Коллекция Museo A Erre

Брошь. Codognato. Желтое золото, камеи, эмаль. 1940-е года, Венеция. Коллекция Codognato

Одной из излюбленных тем становятся броши с изображением венецианских арапчат в тюрбанах и сверкающих одеждах, выполненных в золоте и камнях.

Брошь. Codognato. Золото, бриллианты, коралловые камеи, эмаль, дерево. 1940-е годы, Венеция. Коллекция Codognato

1. Брошь «Albero della vita». Nardi. Платина, бриллианты, дерево. 1947, Венеция. Коллекция Nardi 2. Брошь. Nardi. Желтое золото, бриллианты, дерево. Внутри миниатюра Венеции. 1952, Венеция. Коллекция Nardi

Стиль Либерти завоевывает популярность в Италии после Международной выставки современного декоративного искусства 1902 в Турине и Международной выставки 1906 года в Милане. В этих украшениях видно стремление к новому подходу, выбор в пользу уникального дизайна. Красота изделия зависит от его художественной концепции, а не стоимости материалов. Преобладают плавные и гибкие линии, природная тематика. В украшениях используют полудрагоценные, опаловые и прозрачные камни, слоновая кость, перламутр, кость и эмаль.

Диадема с павлинами. Edoardo Saronni. Серебро, золото, эмаль plique à jour, стекло. 1910, Милан. Коллекция Deanna Farneti Cera

Подвеска. Ascione. Золото, серебро, коралл, бриллианты, жемчуг. 1906, Торре-дель-Греко. Коллекция Ascione

Брошь. Janesich. Платина, бриллианты, жемчуг. 1915. Коллекция thea C.

Параллельно со стилем Либерти развивается стиль Гирлянда. Линейным расположение композиций, выполненных из бриллиантов и помещенных в легкие изящные оправы из платины стали фирменным стилем Cartier. Он пробовал возродить дворцовый стиль Людовика XVI — стиль украшений дореволюционной эры. Источником вдохновения являлись узоры, банты, гербы, строгие рюши. Луи хотелось облегчить оправы для бриллиантов, чтоб они блистали во всем великолепии. И так как платина отлично отражает свет, он стал применять ее при работе над своими изделиями. Все работы в стиле Гирлянда кажутся хрупкими и воздушными.

Сотуар. Приписывают ювелиру Alfredo Ravasco. Платина, бриллианты, жемчуг. 1910, Милан. Частная коллекция

Брошь. Автор неизвестен. Платина, бриллианты. 1910. Частная коллекция

Браслет. Petochi. Платина, бриллианты, замок из белого золота. Превращается в украшение для головы. 1910, Рим. Частная коллекция

Ожерелье. Settepassi. Золото, серебро, бриллианты. 1905. Частная коллекция

Ар-деко развивается в Италии в период между окончанием Первой Мировой Войны и Международной Выставкой декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925 году. В 20-х годах главенствуют простые линии. Стрижка «под мальчика» и всевозможные повязки на голову, длинные серьги, тяжелые браслеты, длинные бусы с кистями. Большой популярностью пользовались наручные часы – символ эмансипации и современности.

Господствуют прямые углы и линии, симметрические композиции, геометрические формы и новая огранка камней. Цвета были яркие и контрастные и комбинировались камни различной ценности.

Прототип броши. Edoardo Saronni. Серебро, стекло. 1925, Милан. Коллекция Deanna Farneti Cera

Сотуар. Bulgari. Коралл, жемчуг, оникс, платина. 1931. Частная коллекция

Брошь. Автор неизвестен. Платина, бриллианты, жадеит, халцедон. Около 1925 года, Милан. Palazzo Moriggia — Museo del Risorgimento

Брошь. Приписывается Alfredo Ravasco (подпись AR). Желтое золото, цирконий, гранат, аметист, цитрин, огненный опал, оранжевый опал, жемчуг, бриллианты. Начало XX века, Милан. Palazzo Moriggia — Museo del Risorgimento

Работы миланского ювелира Alfredo Ravasco (1873-1958) являются уникальными примерами мастерства и были оценены во время Парижской выставки 1925 года.

Браслет. Alfredo Ravasco. Платина, бриллианты, сапфиры. 1925. Выставлялся на Международной выставке 1925 года в Париже. Частная коллекция

Вначале 30-х годов итальянская экономика ощущает кризис 1927 года, а политика автаркии, проводимая Бенито Муссолини, привела к резкому сокращению импорта. Несмотря на это ювелиры продолжают создавать ювелирные украшения, представляющими собой геометрические строгие формы, выполненные в платине или белом золоте, покрытые россыпью маленьких бриллиантов (paves), расположенных симметричными линиями.

Сверху. Брошь. Автор неизвестен. Платина, бриллианты, сапфир. Около 1930 года. Частная коллекция Справа. Кольцо. Chiappe. Платина, рубин, бриллиант, изумруд. Около 1930 года. Частная коллекция Слева. Кольцо. Chiappe. Платина, бриллианты, рубин. Около 1930 года. Частная коллекция

Броши. Alfredo Ravasco. Белое золото, бриллианты. 1930-е годы, Милан. Частная коллекция

Позднее формы округляются и иногда используются цветовые акценты: изумруды, рубины, сапфиры. Особенностью периода являются украшения-трансформеры, что позволяет их использовать во многих случаях.

Справа. Кольцо. Alfredo Ravasco. Белое золото, бриллианты, сапфир. 1930-е годы, Милан. Частная коллекция Слева. Клипсы. Alfredo Ravasco. Белое золото, бриллианты, рубины. Превращаются в брошь. 1930-е годы, Милан. Частная коллекция

Брошь. Cusi. Платина, бриллианты. 1930, Милан. Коллекция Cusi

В 40-х годах, в период Второй Мировой Войны, неизбежен кризис ювелирного искусства: много компаний и мастерских были разрушены или закрыты, вводятся ограничения на использование драгоценных металлов. Было невозможно покупать камни и металлы из других стран. Ювелирам ничего не остается, как переплавлять драгоценности своих клиентов и производить украшения из таких дешевых металлов как, например, сталь.

Браслет. Renzo Cassetti. Розовое золото, аквамарин, бриллианты, рубины. Центральный элемент можно носить отдельно как брошь. 1940-е годы, Флоренция. Museo degli Argenti

В Италии производятся экономичные украшения в розовом и желтом золоте, навеянные природными мотивами с фантазийными и ассиметричными линиями. Внушительные формы компенсируют отсутствие драгоценных камней. Чаще используется полудрагоценные камни, а иногда и синтетические. Коралл в украшениях используют все чаще из-за его доступности в Италии.

Ожерелье. Cusi. Желтое и белое золото, коралл, бриллианты. Вторая пол. 40-х годов. Частная коллекция

Брошь. Giovanni Ascione. Желтое золото, коралл. 1940-е годы. Коллекция Ascione

Брошь. Margherita. Желтое золото, бриллианты, аметист. 1940-е года, Милан. Частная коллекция

Брошь. Автор неизвестен. Желтое золото, коралл, речной жемчуг. 1950, Милан. Коллекция Deanna Farneti Cera

50-е годы – период экономического бума в Италии. Образовываются промышленные предприятия. Украшение с драгоценными камнями и бриллиантами являются синонимом богатства. Начинается развиваться новая тенденция в ювелирном искусстве, так называемые, арт-украшения.

В октябре 1949 года в Милане проходит выставка «Ювелирные украшения дома Masenza». В создании работ романского ювелира принимают участие художники и скульпторы: братья Afro, Mirko и Dino Basaldella, Franco Cannilla, Giuseppe Capogrossi, Giuseppe Uncini. Они рисуют эскизы, разрабатывают идеи, готовят восковые модели.

Браслет. Massenza-Afro Basaldella. Желтое золото, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины. Подписано «Afro Massenza Roma». 1949

Браслет с изображением рождения Венеры. Masenza-Cannilla. Желтое золото, бриллианты, сапфиры. 1950. Коллекция Thea C.

Середине 50-х годов отмечена художественными поисками «нового украшения» братьев Arnaldo и Giò Pomodorono. С помощью искусных ювелиров они создают уникальные украшения.

Ожерелье с крутящимися дисками. Arnaldo Pomodoro. Золото, перламутр. 1966. Коллекция Teresa Pomodoro.

Ожерелье. Arnaldo Pomodoro. Желтое золото, бирюза. 1959. Коллекция Teresa Pomodoro.

60-е годы – время «сладкой жизни», итальянской «дольче вита». Актрисы становятся иконами стиля и законодательницами моды. Они носят оригинальные украшения, а мастерство и изобретательность мастера выходит на первый план. Преобладает декорированное желтое золото, поверхность изделия разделена на сегменты, возвращение эмали привносит цвет. Стиль в одежде способствует распространению подвесок и цепей, которые теперь носят не только на запястье или шеи, но и вокруг талии и ноге. Брошь одевают на левое плечо костюма.

Браслет. Illario. Желтое золото, бриллианты, рубины, эмаль. Конец 60-х годов. Частная коллекция

Ювелир Cazzaniga из Рима, который работает с 20-х годов, обращается к эмали, вдыхая жизнь в средиземноморский стиль.

Ожерелье. Cazzaniga. Желтое, белое, розовое золото, коралл, эмаль. 60-е годы. Частная коллекция

Флорентиец Enrico Serafini черпает вдохновение из цветочных и природных мотивов. Его эмалированные броши с полудрагоценными и драгоценными камнями характеризуются изысканностью и тщательной обработкой деталей. В 1957 году он стал первым итальянцем получившим престижную награду Diamond International Award.

Брошь. Enrico Serafini. Желтое золото, белое золото, бриллианты, изумруды, дерево. Подпись «E.Serafini». 1950-1960. Частная коллекция

Брошь «Medusa». Enrico Serafini. Желтое золото, белое золото, бриллианты, горный хрусталь, коралл. Подпись «E.Serafini». 1950-1960. Частная коллекция

 

Зоопарк в миниатюре со странными созданиями и дикими животными представляет собой коллекция Bestiario, созданная в конце 60-х годов ювелиром Frascarolo.

Брошь. Frascarolo. Желтое золото, бриллианты, рубины, эмаль. Конец 60-х годов. Частная коллекция

Сверху. Брошь. Frascarolo. Желтое золото, бриллианты, изумруды. Конец 60-х годов. Частная коллекция
Снизу. Брошь. Frascarolo. Белое золото, бриллианты, рубины. Конец 60-х годов. Частная коллекция

Внезапный экономический кризис в начале 70-х годов становится причиной снижения цены на золото, что в свою очередь заставляет ювелиров создавать небольшие украшения.

Брошь «Ricerca luminosa». Claudio Mariani. Желтое, красное и белое золото, дерево. Подписано «Claudio Mariani 1/5 1973». Museo degli Argenti, Флоренция

В 1967 году открывается компания Pomellato, основанная Pino Rabolini, которая  создает аксессуары для повседневной жизни, заметные, но невесомые. Отличительными чертами вещей Pomellato является ярко-желтое золото и крупные цветные камни. В том же году James Rivière открывает свою мастерскую, в которой реализует работы по собственному дизайну.

Ожерель «Trio 18». James Rivière. Желтое золото, титан. 1978, Милан. Частная коллекция

Ожерелье «Trio Universo». James Rivière. Желтое золото, лазурит, коралл, малахит. 1976. Частная коллекция

В 1970 году Carlo Ciarli, занимающийся рекламной деятельность, и ювелир Giovanni Illario основали в Валенце компанию Giò Caroli.

Чокер с подвеской. Giò Caroli. Желтое золото, сталь. 1970. Частная коллекция

Брошь. Giò Caroli. Желтое золото, бриллианты, эмаль. 1977. Частная коллекция

Непросто определить стиль украшений 80-х годов. В этот период хаоса, в котором старое и новое, ручная работа и индустриальное производство смешалось, на первый план выходит фигура деловой женщины, для которой и создается украшение. Дизайн встает на первое место, все чаще используются полудрагоценные камни. Немаловажным фактом является еще и то, что цена на золото резко возросла.

Ожерелье и браслет «Chandra». Bulgari. Желтое золото, фарфор, турмалин, перидот. 1994. Коллекция Carlo Eleuteri.

Ожерелье. Bulgari. Желтое золото, бриллианты, сапфиры, шелковый шнур. 1983-1984. Частная коллекция

Серьги «Sandra DIA». Scavia. Платина, бриллианты. Награда Diamonds International Awards 1988. Частная коллекция

Кольцо «Mongana». Giancarlo Montebello. Белое золото, красное золото. 1982. Частная коллекция

В 1984 году была основана марка Vhernier.

Кольцо. Vhernier. Белое и розовое золото. 1985. Частная коллекция

Колье «Bloody-Mary». Damiani. Желтое золото, бриллианты. Награда Diamonds International Awards 1986. Архив Damiani

Изюминкой выставки стали украшения, созданные для театра ЛаСкала. Их носили артисты и члены высшего общества. Настоящий парад роскоши, типичный для послевоенных годов.

Ожерелье. Gianmaria Buccellati. Белое и желтое золото, бриллианты, рубины. 1984. Архив Gianmaria Buccellati

Ожерелье, серьги и кольцо. Pederzani. Белое золото, бриллианты, жемчуг. Начало 80-х годов. Частная коллекция

Ожерелье. Chiaravalli. Белое золото, бриллианты, изумруды. 1940-е годы. Коллекция Anita Bracco

Выставка заканчивается работами Падованской школы (Scuola di Padova), известной поисками новых трендов в ювелирном искусстве.

Ожерелье. Giampaolo Babetto. Желтое золото. 1977. Коллекция Giampaolo Babetto

Чокер с подвеской «Scarabeus». Alberto Zorzi. Желтое золото, оникс, кварц madera. 1991. Частная коллекция

Брошь. Mario Pinton. Желтое золото, рубин. 1987. Частная коллекция

Кольцо. Giampaolo Babetto. Желтое золото. 1980. Коллекция Giampaolo Babetto

 

Амбициозный проект куратора выставки Мелиссы Габарди (Melissa Gabardi) и музея Польди-Пеццоли  (Poldi Pezzoli) охватил все этапы развития итальянского украшения XX века. Если в его первой половине итальянское ювелирное искусство во многом следовало французским канонам, то со второй половины оно пошло по пути независимого развития.

Sharing is caring!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *